glava.kotelniki@gmail.com           

Общественное мнение

Предлагаем назвать новый спорткомплекс в честь жителя Котельников - Н. И. Абрамова - игрока сборной по футболу СССР. Согласны?:

Играет духовой оркестр

Корреспонденту «КС» выпала уникальная возможность пообщаться лично с человеком, который посвятил всю свою жизнь духовому оркестру Люберецкого коврового комбината - Дмитрием Григорьевичем Серовым.

 

Дмитрий Григорьевич родился в 1943 году, с раннего детства жил на Ковровом, где его мама Антонина Гавриловна работала медсестрой в здравпункте Коврового комбината. И в тринадцать лет Дмитрий Григорьевич пришел в духовой оркестр Люберецкого Коврового комбината.

- Я решил заниматься в оркестре по собственной инициативе, - вспоминает пенсионер, - глядя на то, с каким увлечением занимаются творчеством мои старшие товарищи. Дело в том, что музыканты оркестра были всегда на виду, в центре внимания, к ним относились очень уважительно. Это были своего рода звезды поселка. Отчетливо помню до сих пор, как в первый день занятий наш руководитель и дирижер Николай Крушельницкий, оценив

мои подростковые стати, вручил мне трубу. Музыкального образования у меня до сих пор нет, но уверен, что самоучкой меня, как и всех воспитанников духового оркестра ЛКК, назвать трудно. У нас были замечательные наставники – талантливые музыканты, обладающие абсолютным слухом. После окончания средней школы я поступил в Саратовское общевойсковое командное училище. Вся моя жизнь прошла в армии, но великая удача и счастье моей жизни в том, что служил я в родных краях и продолжал играть, оставаясь верен своему оркестру и своим друзьям. Это время, самое лучшее в моей жизни, - неотъемлемая часть моей судьбы! Да я и по сей день играю на трубе, это увлечение стало моей любовью на всю жизнь!

Немного истории

«Духовой оркестр ЛКК был создан в марте 1947 года. В те годы наша страна оправлялась от тяжелой разрухи и ран, нанесенных войной. В это время всю промышленность переводили с военных на мирные рельсы. Согласно решению правительства находившаяся в одном километре от поселка Котельники ремонтно-механическая база по ремонту автобронетанковой техники была упразднена, ее территорию занял Люберецкий ковровый комбинат, при котором и был создан духовой оркестр. С 1947 по 1950 годы руководил оркестром Петр Поляков, старостой назначили баритониста Константина Рубцова.

В пятидесятые годы оркестр достигает наивысшего творческого потенциала. Это произошло благодаря блестящим педагогическим и организаторским способностям нового руководителя Ивана Зайцева. По воспоминаниям оркестрантов, природный музыкальный слух, чувство гармонии, знание духового оркестра и инструментовки позволили ему обогатить репертуар и значительно увеличить исполнительское мастерство коллектива. Иван Федорович много внимания уделял работе с детьми. Отбор учеников он вел тщательно: проверял слух, чувство ритма, музыкальную память.

Необходимо отметить, что оркестр был окружен заботой и вниманием. Администрация Коврового комбината на его оснащение музыкальными инструментами, нотной литературой выделяла огромное количество денег. В 1954-55 годах произошла первая смена поколений музыкантов нашего оркестра.

На смену Ивану Зайцеву пришел Николай Крушельницкий, который руководил оркестром

в течение двадцати девяти лет. В 1957 году я познакомился с ним лично, и этот человек стал для меня кумиром, другом и просто близким человеком на всю жизнь».

Расцвет

«Пятидесятые годы – это время особой популярности духовой музыки, особенно танцевального жанра. Люди хотели легкой современной музыки. И в репертуаре оркестра ЛКК появилось огромное количество иностранных хитов того времени: музыкальных композиций из Америки, Польши, Германии, Италии, Бразилии, Чехословакии и многих других стран. Самым главным поставщиком танцевальной музыки были зарубежные кинофильмы о любви, как их сейчас называют - мелодрамы. К примеру, огромной популярностью пользовался у зрителей аргентинский фильм с участием великолепной Лолиты Торрес «Возраст любви» и ее знаменитая «Студенческая песенка». Николай Крушельницкий, обладавший абсолютным музыкальным слухом и феноменальной памятью, включил этот шлягер в репертуар нашего оркестра. Вы можете представить ситуацию, когда люди, только что просмотрев в клубе этот фильм и находившиеся еще под впечатлением от увиденного, приходили на танцплощадку и слышали ту самую полюбившуюся им мелодию в исполнении своего оркестра! Все это приводило людей в небывалый восторг, а популярность оркестра увеличивалась до «пределов бесконечности». Для радости слушателей, их благодарности стоило жить и творить! В середине пятидесятых, когда понемногу отодвигался «железный занавес», ограждавший нашу страну от контактов с окружающим миром, к нам в СССР на гастроли стали часто приезжать зарубежные исполнители. Их имена были на слуху, новые мелодии были как глоток свежего воздуха - очень востребованы. Помню, каким большим успехом пользовался французский певец Ив Монтан. И, конечно же, большее количество его шлягеров тут же попадали в репертуар нашего оркестра. Необходимо отметить, что оркестр был в то время очень загружен. Помимо танцев, которые регулярно проходили в местном Доме культуры с осени и до начала весны, оркестр выступал на демонстрациях трудящихся во время государственных праздников, на торжественных собраниях и других официальных мероприятиях. А также на проводах детей в пионерские лагеря и возвращениях ребят оттуда, на открытиях и закрытиях самих пионерских лагерей, на массовых гуляньях работников комбината в выходные и праздничные дни, и на пикниках, когда рабочие коллективы выезжали на природу. В лесу сцену заменял кузов грузового автомобиля с опущенными бортами, либо оркестр располагался на небольшой полянке. Купание в реке, танцы, песни под баян, игры продолжались до ночи. Мы регулярно участвовали в районных смотрах художественной самодеятельности.

Один из таких смотров, проходивший 20 мая 1959 года, я запомнил на всю жизнь. Тогда я вместе с другими участниками оркестра получил первое в моей жизни официальное поощрение: почетную грамоту, модный шарф-кашне и парфюмерный набор.

Сложные 60-70-е

С середины шестидесятых годов прошлого века вкусы и пристрастия публики начали стремительно меняться. Появился рок, электронная музыка, потом вокально-инструментальные ансамбли. Старые добрые вальсы в живом исполнении духового оркестра понемногу уходили из жизни молодежи...

Прежде всего духовые оркестры ушли с танцевальных площадок, затем – из залов. Выжить в неравной борьбе с переменчивой модой позволил тот факт, что духовые оркестры по-прежнему играли на демонстрациях и похоронах. Но несмотря на спад интереса публики в оркестр к Николаю Крушельницкому продолжали приходить дети.

Особенно трудными стали семидесятые годы прошлого века. Музыканты не могут играть только для себя - без регулярных выступлений, без пристального внимания публики и начальства в коллективе начала падать дисциплина, дошло до того, что некоторых участников оркестра стали небезосновательно обвинять в пьянстве. Ситуация дошла до того, что на официальные торжественные мероприятия комбината организаторы приглашали оркестры со стороны. Николай Крушельницкий не смог смириться с этой ситуацией и ушел из оркестра, к счастью, ненадолго. Павел Никифоров, ставший директором клуба в конце семидесятых, зимой 1980 года вернул Николая Александровича

к работе, и духовой оркестр на некоторое время зажил полноценной жизнью. Но уже в 1983 году Николай Крушельницкий вновь ушел из оркестра, уже навсегда... Окончательно оркестр распался, по моему мнению, в 1995 году, многие музыканты ушли в оркестр ДК завода имени Ухтомского. И к двухтысячным годам закончилась славная культурная традиция нашего города и пятидесятитрехлетняя история духового оркестра ЛКК.

Время изменилось, ныне новая музыка появляется каждый день. С помощью компьютера можно создать мелодию за считанные минуты... Но никогда электронно-вычислительная машина не передаст тепло души, энергию и радость творчества лучше, чем живое исполнение музыки, происходящее на ваших глазах! Ничем нельзя измерить восторг и  очарование от музыки, если в оркестре играют ваши друзья, коллеги, любимые! Те люди, с которыми вас связала жизнь. И как щемит сердце от мелодии, как от первых аккордов наворачиваются слезы на глазах и каждая мелодия напоминает вам о войне, горе и радости,  вашей первой любви, первом свидании, рождении вашего ребенка... Вот чем был духовой оркестр для моего поколения, и мне жаль, что эта традиция уйдет вместе с нами...

 

Маргарита Федченко (Газета «Котельники Сегодня» № 29 (616) 22 июля 2010)

 

На снимке: Оркестр ЛКК, начало 70-х годов. Н.А. Крушельницкий

стоит сзади слева.