glava.kotelniki@gmail.com           

Общественное мнение

Предлагаем назвать новый спорткомплекс в честь жителя Котельников - Н. И. Абрамова - игрока сборной по футболу СССР. Согласны?:

«Полтавщина» в Малаховке и «Сахара» в Котельниках

Это сегодня c помощью современных технологий можно смоделировать на компьютере и бушующий океан, и раскинувшуюся на многие километры пустыню, и крушение железнодорожного состава... Раньше же киношникам приходилось искать для съемок подходящую местность. Подчас такие поиски длились несколько месяцев. Так, в 1911 году на одном из малаховских пустырей выросли белые украинские хатки, крытые соломой и обнесенные плетнями, из-за которых выглядывали десятки подсолнухов. Руководителям съемочной группы французской фирмы «Патэ» приглянулось малаховское озеро для съемок одного из первых созданных в России фильмов «Катерина» по поэме Тараса Шевченко. В этом озере по сюжету и должна была главная героиня расстаться с жизнью. Однако французы решили закончить ленту хеппи-эндом. Катерину спасает влюбленный...

 

Здесь же, у малаховского озера, где в имении писателя Телешова поселился в 1918 году великий русский певец Федор Шаляпин, режиссер Перестиани снимал эпизоды фильма «Честное слово», в котором были заняты дочери Федора Ивановича Лидия и Ирина. И певец с удовольствием наблюдал за их работой.

В более поздние годы Малаховка стала криминальным центром Подмосковья. По странному стечению обстоятельств именно здесь снимались эпизоды известных детективов и криминальных комедий, например «Дело пестрых». Кстати, все на том же малаховском озере Доцент заставлял Косого нырять в прорубь за золотым шлемом Александра Македонского («Джентльмены удачи»).

В 20-е годы минувшего столетия привлекательным местом для киношников были Угреша и Котельники. Именно тут появились на свет популярные в те годы кинофильмы «Ангел», «Когда воскресают мертвые», «Путевка в жизнь». В этих фильмах были заняты Баталов, Жаров, Ильинский и многие другие известные актеры. А статистами в массовых сценах были коммунары - вчерашние урки и местные жители - наши земляки. Особой популярностью среди деятелей кино в 60-е годы пользовались котельниковские карьеры. Первым, кто проторил к ним дорогу, был Ролан Быков, снимавший здесь нашумевший в те годы фильм «Айболит-66».

«Мосфильм» тех времен, конечно же, не располагал средствами, чтобы съемочную группу «Айболита-66» командировать в африканскую пустыню Сахару или в заморские джунгли. Вот и вынужден был режиссер искать «Сахару» поближе, а именно на большом котельниковcком карьере... Тогда здесь громоздились горы белого кварцевого песка, а сам водоем был крайне удобен для постановки массовых батальных сцен на воде, в которых участвовали пираты.

Этот же карьер вскоре и «выступил в роли» Кавказа на съемках картины «12 стульев» с Мироновым и Папановым в главных ролях. Нашлась тут и скала для обезумевшего отца Федора (Ролан Быков), с которой он был снят санитарами. И, конечно же, в массовых сценах этих лент были задействованы наши земляки - жители Котельников.

Другой карьер, расположенный в Лыткарине, облюбовал для съемок своих лент известный режиссер Юрий Чулюкин - автор нестареющих «Девчат», а также «И на Тихом океане...». К массовым сценам тогда были привлечены многие лыткаринцы. Те, кто помоложе, переодетые в белогвардейскую и красноармейскую форму, вели «сражения» друг с другом. А публика постарше и дети изображали пассажиров поезда, прогуливаясь по платформе, обустроенной на одном из склонов карьера... Фильм этот мне впервые довелось смотреть на Тихом океане, в «ивасевых», «сайровых» и «минтаевых» экспедициях. Его крутили на всех рыболовецких судах. Об этом я поведал знаменитому режиссеру во время нашей совершенно случайной встречи. Субботним пасмурным днем я прогуливался по лыткаринскому лесу. Обошел карьер, свернул к «чугунке», идущей от ЛЗОСа к станции Яничкино. И вдруг - на тебе, прямо на меня из-за мешков с песком, ограждавших открытую платформу, уставился ствол пулемета, а за ним – узкоглазая личность в форме японского солдата времен гражданской войны. За другими мешками, ощетинив винтовки, лежали еще около десятка «самураев». Сзади платформы толкачом попыхивает парами старенькая «овечка» - паровозик ОВ, даже в тот 1977 год бывший уже музейным экспонатом. Сразу сообразил: снимается кино. Это мне подтвердили и сидевшие неподалеку на поваленном стволе дерева два актера: пожилой «партизан» и «матросик» в бескозырке. Они посоветовали мне, узнав, что я корреспондент местной газеты, подойти к режиссеру. Указав на группу людей, среди которых выделялся человек с рупором, пожилой сказал: «Это Юрий Чулюкин, может, слыхал? Он мужик коммуникабельный». Я подошел, но сразу разговор завести не удалось. Режиссер, узрев что-то происходившее сзади меня, замахал руками.

Оказалось, осветитель, нескладный парень, переносивший свою аппаратуру на новое место, провалился в «схрон», приготовленный для «партизана», который из этого «схрона», как оказалось, выскакивал уже несколько дублей подряд, переводя стрелку на другой путь, уводивший «самураев» прямо на партизанскую засаду. Как только сцена удалась, режиссер успокоился. А услышав от меня рассказ о том, что рыбаки в морях по нескольку раз крутят его ленту, любезно рассказал, что в данный момент он снимает фильм по ранним рассказам Александра Фадеева под условным названием «Помни, брат».

Место для съемок выбиралось крайне тщательно. Ведь картина должна быть реалистичной. По словам режиссера, все здесь напоминает природу Приморья. Поведал он и о том, что через день съемочная группа должна уехать под Киев, где ее ожидает конный полк для съемок батальных сцен. А «роль» Великого и Тихого на этот раз досталась не карьеру Волкуша, а Черному морю, куда должна отправиться группа после Киева.

...Спустя несколько лет я с горечью узнал, что режиссер Юрий Чулюкин трагически погиб в Америке, во время творческой командировки.

 

Герман Гребенников (Газета «Котельники Сегодня» № 45 (528), 13 ноября 2008)