glava.kotelniki@gmail.com           

Общественное мнение

Предлагаем назвать новый спорткомплекс в честь жителя Котельников - Н. И. Абрамова - игрока сборной по футболу СССР. Согласны?:

Беспокойные соседи

Беспокойные соседи

 

Почти каждый пацан в довоенные и послевоенные годы знал стишок:

Мустафа дорогу строил,

А Жиган по ней ходил.

Мустафу Жиган зарезал,

Колька Свист похоронил...

Но мало кого интересовало, о какой дороге идет речь и существует ли она в действительности. На самом деле история, рассказанная в песне, не выдуманная. Описанные события произошли при строительстве железнодорожной ветки от Угреши до Панков, которая проходила через Котельники. Многие из тех, кто ее прокладывал, впоследствии стали жителями этого небольшого рабочего поселка.

 

Летом 1924 года вышло сразу два постановления Моссовета, по которым все строения, земли и имущество Николо-Угрешского монастыря передавались в МОНО (Московский отдел народного образования) для создания крупной детской колонии, рассчитанной на 1000 человек. А уже осенью началось заселение «Красного детского городка».

Вскоре, по инициативе пролетарского писателя Алексея Горького, на месте колонии была создана трудкоммуна № 2 НКВД. Сюда со всех концов страны было переведено 1300 беспризорников, и совсем еще юных, и тех, кто постарше, отбывавших наказание в местах заключения и добровольно согласившихся стать на путь исправления. К этому времени все храмы обители были окончательно разорены и переоборудованы под производственные и жилые помещения. Трудовая коммуна постепенно превращалась в крупный производственный комплекс, имевший несколько направлений хозяйственной деятельности. Кельи монахов заняли вчерашние урки, карманники, домушники, стопорилы, попавшие под «перековку». И это они, начав теперь новую, уже трудовую, жизнь, восстановили сначала пришедшее в негодность шоссе через Котельники до Люберец, а затем начали строить железнодорожную ветку до Панков.

Трудовой энтузиазм бывших юных зеков замечательно показан в хорошо известном в ту пору кинофильме «Путевка в жизнь», где главные роли талантливо исполнили тогдашние звезды советского кино Михаил Жаров и Николай Баталов. А Мустафу сыграл молодой марийский поэт Иован Кырля.

Надо заметить, что и многие эпизоды фильма снимались в наших краях, а в массовке участвовали сами коммунары. В ближайших окрестностях, в том числе и в Котельниках, для полезного приложения рук коммунаров, число которых в ту пору перевалило за 2400, было создано пять заводов и два совхоза. Работали на них и вольнонаемные, в большинстве своем жители окрестных деревень - Денисьева, Кишкина, Котельников...

Первым о трудкоммуне № 2 на всю страну рассказал известный писатель и журналист Михаил Кольцов. В номере «Правды» от 8 июля 1928 года, в материале «В монастыре», он рассказывал о новых шумных обитателях монашеских келий, об их жизни, быте, знакомил с их причудливыми биографиями.

Кольцов посетил коммуну вместе с Алексеем Горьким и подробно описал это совместное

посещение, подчеркнув радость коммунаров, восторженно встречавших пролетарского писателя. В книге почетных гостей тот оставил такую запись: «Как бывший «социально опасный», искренне свидетельствую: здесь создано совершенно изумительное глубоко важное дело». Это посещение, по воспоминаниям сына писателя Максима Пешкова, состоялось 2 июля 1928 года. Оно было не последним. Горький привозил сюда и своих зарубежных гостей, в том числе французских писателей Ромэна Роллана и Анри Барбюса. С первым, по воспоминаниям бывших коммунаров, случился не очень приятный казус не без участия беспокойных и изобретательных хозяев. В то время, когда писатель на трибуне стадиона увлеченно следил за выступлениями спортсменов, у него пропали часы. Однако переживать знаменитому французу долго не пришлось: часы чудесным образом снова оказались в его кармане.

Другой писатель Анри Барбюс сказал о коммуне: «Я восхищен прежде всего самим принципом этой организации: сделать из молодежи, плохо начавшей жизнь, хороших работников и настоящих граждан. Правонарушитель - всегда жертва общества: молодой правонарушитель - жертва еще более резко выраженная и более невинная. Советское законодательство ставит великую цель: не наказывать сбившихся с пути, но направлять их». Восхищался французский писатель не случайно: к пятилетию коммуны здесь уже выпускалось огромное количество продукции, шедшей и на экспорт - за рубежи Отечества. Так, местный завод «Спартак» среди своих изделий производил промышленные вентиляторы, инкубаторы для птицефабрик, электроаппаратуру...

Музыкальная фабрика выпускала баяны, балалайки и даже скрипки. Высоким спросом пользовались изделия радиозавода. При коммуне была организована общеобразовательная

школа, курсы специалистов, лаборатории, техническая и художественная библиотеки. А вскоре здесь был открыт ВТУЗ, где занималось 120 студентов. Еще более 1000 человек ежедневно садились за парты в стенах учебного комбината. Здесь был построен клуб со зрительным залом на 800 мест, летний театр, веранды, разбиты цветники, благоустроены пруды, даже фонтан, получивший название «Нимфа». А в большом зале фабрики кухни был открыт ресторан, но с соблюдением строго действовавшего в коммуне сухого закона. В коммуне было два духовых оркестра – симфонический и оркестр народных инструментов, ансамбль песни и пляски (150 человек). Последний курировался Александром Александровым. И половина плясовой группы ансамбля Красной Армии были выходцами из коммуны № 2. А еще здесь работали хореографический, цирковой, литературный кружки. Студией живописи руководил ученик Ильи Репина художник Никита Хотулев, преподавали студийцам и знаменитые советские живописцы Борис Иогансон и Григорий Щегаль.

Огромное внимание в коммуне уделялось спорту и физической культуре. Здесь был самый

большой в районе стадион с трибунами на 3000 мест. Футбольная команда коммуны принимала здесь и «Динамо», и «Спартак», и даже сборную Уругвая. А на подмостках сцены перед коммунарами выступали Леонид Собинов, Иван Козловский, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Александр Володин, Иван Москвин, Игорь Ильинский, Михаил Жаров…

Многие из бывших правонарушителей, получив трудовую закалку в коммуне, совершили героические подвиги на полях Великой Отечественной войны. Еще больше коммунаров стали знатными людьми страны, конструкторами, инженерами, директорами предприятий, деятелями культуры и искусства.

 

Герман Гребенников (Газета «Котельники Сегодня» № 41 (524), 16 октября 2008)

 


Кадр из кинофильма «Путевка в жизнь»,

слева И. Кырля (Мустафа)