glava.kotelniki@gmail.com           

Общественное мнение

Предлагаем назвать новый спорткомплекс в честь жителя Котельников - Н. И. Абрамова - игрока сборной по футболу СССР. Согласны?:

На перекрестках веков и путей. Дороги, которые нас выбирают

Русские дороги - притча во языцех. Однако хороши они или плохи, но без них страна существовать не может. И очень многие дороги, известные нам и сегодня, не только транспортные артерии, но и часть истории…

 

С усилением Москвы, как стольного великокняжеского града, во все стороны, словно лучи от звезды, протягивались от Первопрестольной все новые и новые дороги. Еще в древние времена пролегли они и через Капотненский стан, в который входили и поселения, образовавшие ныне наш город Котельники.

Дорога на Москву

Самой знаменательной стала для истории края дорога, которую выбрал св. благоверный князь Дмитрий Донской, когда со своей дружиной отправился от стен Москвы на поле Куликово. Здесь, близ сельца Котлы (первоначальное название деревни Котельники), и остановился он со своим войском на первый привал «для преупокоения». По одной из версий само название Котельники пошло от котлов, в которых воины варили кашу или кулеш. Именно здесь на привале в районе между нынешними городами Дзержинским и Котельниками угрела его сердце верой в грядущую победу явленная ему чудотворная икона Николая Чудотворца.

В пору княжения внука Дмитрия Донского Василия Васильевича (1425 - 1462гг.) (он, как известно, был ослеплен своим недругом по княжеским междоусобицам Дмитрием Шемякой и стал именоваться Темным) в государевых и церковных грамотах все чаще упоминаются Николо-Угреша, селения Кишкино, Денисьево, Оринское (Молоково), Остров, Тяжино, Ладыгино, Мячково и другие селения нашего края. Так, в духовном завещании Василия Темного, составленном в 1462 году, говорится: «А чем его (Юрия) благословила моя мати великая княгиня Софья... да на Пахре селом Мячковым, ...и с Ладыгиным, и с Тяжиным, и с рыболовными деревнями... то его есть».

Софья Витовтовна, мать Василия, скончалась в 1453 году, а это значит, что указанные в завещании селения уже существовали задолго до этой даты. А стало быть, существовали и дороги к ним, и сухопутные, и по Москве-реке. Течет речка Сегодня мы наблюдаем, как по Москве-реке проплывают баржи с грузами, теплоходы с веселящейся на палубах публикой, стремительно проносятся катера... Мы и не задумываемся, а всегда ли река наша была судоходной? Давайте обратимся к историческим справкам, в частности, к работам естествоиспытателя академика Фалька.

По поручению Петербургской Академии наук этот ученый проводил исследования в Москве и ее окрестностях. Весной 1769 года академик со своей группой отправился от Первопрестольной по Москве-реке вниз по течению, чтобы исследовать ее. В группу Фалька входили его ученики студенты Иван Быков, Михаил Лебедев, Степан Кашкаров, чучельник Христофор Барданес и художник Петр Григорьев. Исследовательскому отряду было придано двое солдат, так как в окрестных лесах водилось немало лихих людей. Экспедиция собирала самые различные сведения в области географии, геологии, зоологии, этнографии, палеонтологии - все интересовало ученых.

Вот что читаем мы в одной из записок экспедиции: «Река Москва, по которой в апреле 1769 года следовал из Москвы до ее впадения с левой стороны в Оку, имеет ширины от 20 до 40 сажен и течет летом по глинистому руслу тихо, а потому в ней нехорошая вода и рыбы очень мало... Весною поднимается она на сажень и тогда только бывает она судоходною для барок... Оба берега состоят из песчаного камня, который берут для мельничных жерновов». Последняя фраза относится к участку реки нашего края. Тут перечисляется и порядок залегания пластов: глина с песком на 3 фута, рыхлый белый песчаный камень (4 и 8 футов), желтый песок (4 - 6 футов). Исследования эти проводились в районе Гремячева и Лыткарина. А из истории нашего края мы знаем, что еще в XVI веке в селе Беседы была построена каменная плотина, но судоходство по Москве-реке было перевалочным.

Товары, которые везли по реке купцы, и заморские, и свои, до стольного града не доходили. Как правило, они выгружались на пристани в Угреше. И только в 1874 - 1877гг. французскими инженерами и предпринимателями была построена система шлюзов на несудоходном участке и открыто судоходство до Москвы. В этот период уже появились первые пароходы, запыхтевшие и зашлепавшие огромными колесами по воде Москвы-реки.

Железные мечты

Однако же потребности края, в котором и экономика быстро развивалась и рос поток паломников в Николо-Угрешский монастырь, не могло удовлетворить лишь одно пароходное сообщение со столицей. Вот почему в 1875 году возник проект строительства железнодорожной ветки Москва - Угреша. Однако же он был отклонен, так как уже намечалось строительство «чугунки» до Мячковских каменоломен. К сожалению, и этот красивый план остался только на бумаге. Позже московский предприниматель Лихачев на свой страх и риск решил построить дорогу от Покровской (Абельмановской) заставы до НиколоУгрешского монастыря. Трасса намечалась вдоль Рязанского шоссе через село Карачарово и деревню Вязовку до поворота на Кузьминки и далее через Кузьминки до монастыря. Протяженность всего пути 18 верст. Линия эта планировалась с расчетом и на конную, и на электрическую, и на паровую тягу. На конечных пунктах были запроектированы станционные здания, а на пути - несколько пассажирских платформ... Уже были поделены и будущие дивиденды - между предпринимателем и земством, которому предстояло главенство в эксплуатации дороги. Увы. И этому великолепному проекту не суждено было претвориться в жизнь. На его пути встал Закон о частной собственности. Дело в том, что земли, по которым пролегал маршрут, принадлежали частным лицам. Одну из пассажирских платформ перед конечной остановкой по плану Лихачева предполагалось устроить близ села Котельники, поскольку местная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери пользовалась большим почитанием у многочисленных паломников. К тому же в 1839 году она была отреставрирована по проекту известного архитектора Александра Осиповича Жилярди и стала украшением округи.

Однако земли при близлежащем сельце Фролове, что соседствовало с Котельниками, в 1873 году приобрел купец Н.И. Носов. Тароватый хозяин, он разбил свои владения на участки, какие-то продал, другие сдал в аренду. После смерти купца бизнес продолжили его наследники. Они-то и подняли против планов Лихачева всех местных дачевладельцев. Закон о частной собственности одержал победу. Проблема же с путями была решена строительством шоссейной дороги от Угреши до Люберец, где к этому времени уже стояла железнодорожная станция. По новому шоссе побежали тройки и лихачи. Железная же дорога, пролегла через Котельники гораздо позже, уже при советской власти, но не в столицу, а в соседние Люберцы. Это произошло, когда монашеские кельи Николо-Угрешского монастыря заселили вчерашние домушники, карманники и стопорилы, отправленные на перековку в созданную здесь трудкоммуну. Это они, начав новую, теперь уже трудовую, жизнь, сначала восстановили пришедшее за годы разрухи и военного коммунизма в негодность шоссе от Угреши до Люберец, а затем начали строить железнодорожную ветку до Панков. Этот исторический эпизод отражен в знаменитом в довоенные, да и послевоенные годы кинофильме «Путевка в жизнь». В нем снимались звезды советского кино Михаил Жаров и Николай Баталов. А юный поэт, мариец по национальности, Йыван Кырля убедительно сыграл Мустафу, одного из энтузиастов строительства этой дороги.

Дорога эта, конечно же, была необходима, ибо в ближайших окрестностях, в том числе и на территории нынешних Котельников, для приложения рук коммунаров было создано пять заводов и два совхоза. В них трудились не только 2400 человек коммунаров, но и многие местные жители, в том числе и наши земляки. Дороги были нужны и для подвозки сырья, и для вывоза готовой продукции.

Что касается железнодорожной станции, расположенной в Котельниках и первоначально названной Носово, то в 30-х годах ей присвоили имя Яничкина, одного из передовых тружеников завода «Силикат». Но это уже другая история.

 

 

Герман Гребенников (Газета «Котельники Сегодня» № 24 (507), 19 июня 2008)